Нейросети vs эйчары. За кем будущее?

В статье рассмотрим, что ИИ делает лучше эйчара, а что может только человек. Проверим миф о том, что нейронки забирают у людей работу.

Еще недавно мы боялись, что искусственный интеллект оставит без работы миллионы человек. А теперь его используют множество специалистов: от дизайнеров до эйчаров. В статье разберем, почему нейросеть для подбора — не угроза, а классный инструмент в работе и жизни. Посмотрим, как алгоритмы на основе ИИ становятся партнерами в брейнштормах, анализируют большой объем информации и забирают на себя скучную рутину.

Что такое искусственный интеллект

Подпись к изображению

Искусственный интеллект уже активно используется в торговле и электронной коммерции, образовании, сельском хозяйстве, медицине. А теперь еще и в эйчар

Искусственный интеллект (ИИ, нейросети) — это комплекс компьютерных сетей, способных выполнять задачи, которые раньше мог выполнить только человек. ИИ умеет:

  • обучаться,
  • рассуждать,
  • самосовершенствоваться — работает самокоррекция.

Например, ИИ могут писать тексты, расшифровывать аудио, переводить с языка на язык. А еще они умеют играть в шахматы и поддерживать беседу. Это пугает и интригует одновременно.

Исследование ВЦИОМ показало, что уже 90% россиян положительно относятся к разработкам искусственного интеллекта. 52% видят в них потенциал по улучшению качества жизни, 30% — по автоматизации процессов. Интересные результаты дает исследование ScienceDirect: люди потеряют доверие к бренду, если поймут, что от его имени с ними взаимодействует не человек, а нейросеть.

Причины популярности ИИ:

  • Разнообразие решений. Искусственный интеллект применяют в здравоохранении и автопромышленности, его приручили креаторы и финансисты, его активно внедряют даже в образование.
  • Экономия времени и ресурсов. ИИ в HR помогают автоматизировать рутинные процессы и задачи. Например, в эйчар-сфере ИИ помогает анализировать присланные резюме и отбирать подходящие под заданные критерии. Это незаметная работа, если в компании нанимают двух специалистов в год, но представьте, как сильно это разгрузит рекрутеров, которым ежедневно приходит по сотне откликов.
  • Увеличение качества. Искусственный интеллект в HR быстрее и точнее обрабатывает большие объемы информации, поэтому он может провести анализ и предоставить человеку уже очищенные данные для принятия решения.
  • Персонализация. Благодаря тому, что нейронки постоянно обучаются, их можно адаптировать под узкий сегмент задач. Научить голосу бренда, погрузить в детали, подсветить ключевые параметры, на которые ИИ будет ориентироваться в работе.

Как ИИ помогает эйчарам

Искусственный интеллект — инструмент для упрощения и ускорения работы

Сегодня ИИ научились делать так много, что могут освободить эйчар-специалистов от рутинной работы. Причем результаты ИИ будут быстрее и точнее.

Все новое — это страшно. Но посмотрите, как изменился мир кино с приходом ИИ. Актеры не исчезли, просто картинка стала качественнее, спецэффекты круче и дешевле, а нарисованные персонажи — реалистичнее. Это же ждет и эйчар-сферу: люди останутся, а искусственный интеллект в управлении персоналом станет их верным помощником и надежным рабочим инструментом. Поэтому главное — перестать игнорировать ИИ, а присмотреться к нему и приручить. Ведь классный специалист — не тот, кто делает все сам, а тот, кто приносит результат.

Так в чем же преимущества использования нейросетей в HR?

  • Автоматизируют административные задачи.
    С помощью чат-ботов ИИ уже умеет обрабатывать стандартные запросы от сотрудников. Например, об отпусках или льготах, о программе бенефитов или больничных. Так разгружаются эйчары, а пользователь моментально получает ответ. Такое решение, например, уже внедрили в компании Loka. Их чат-бот Jane работает как первая линия поддержки по кадровым и эйчар вопросам. 
  • Помогают с подбором и наймом.
    ИИ умеет собирать данные по всем платформам с резюме и подбирать базу релевантных кандидатов за минуты. Следующим шагом ИИ рассылает им вакансию, а голосовой помощник общается с заинтересовавшимися, оценивает ответы и передает контакты и короткое описание о подходящих соискателях эйчара. И только тут подключается человек, чтобы пригласить наиболее подходящих на живое собеседование.
    Более простой вариант помощи с подбором — анализ присланных резюме на соответствие вакансии. Например, ИИ за минуты может изучить 300 откликов и отобрать из них те, что на 80–100% соответствуют требованиям по опыту, образованию и навыкам.
  • Прогнозируют успешность кандидатов.
    На основе предыдущего опыта нейросети для HR-менеджеров могу оценить производительность кандидата и составить прогноз его потенциала на новом месте.
  • Обучают.
    ИИ анализирует навыки и потребности сотрудников и предлагать им бизнес-книги, учебные курсы или материалы для развития. Особенно хорошо такая связка работает по запросу от самого сотрудника, ведь признаться нейронке, что чего-то не знаешь, проще, чем сказать это реальному человеку.
  • Анализируют настроение.
    Собирает обратную связь от сотрудников о системе мотивации и бонусов, об удовлетворенности рабочей атмосферой. Помогает анализировать эмоциональное состояние коллектива. Служит инструментом применения нейросетей в системах контроля персонала.

Отличные результаты по уровню удовлетворенности показывают сотрудники на гибкой системе льгот. Быстро и удобно администрировать льготы помогает автоматизированная платформа Promotivation. Она состоит из кабинета администратора и кабинета сотрудника. В кабинете администратора эйчар загружает список работников, устанавливает для каждого лимит баллов и дату пополнения. Платформа позволяет прикреплять и откреплять сотрудников, приостанавливать действие льгот, выгружать отчеты. В личном кабинете работники смотрят свой лимит средств и выбирают, куда потратить деньги. У них есть витрина с предоплаченными картами, которые предложил работодатель: «Транспорт», «Питание», «Здоровье», «Маркетплейсы», «Дом» и другие. Человек выбирает карту, сумму денег и нажимает «выпустить». Ему моментально приходят реквизиты, по которым рассчитается за покупки в выбранной категории. Каждый получает то, чего действительно хочет.

Получается, вместо того, чтобы отбирать работу у людей, ИИ помогает оптимизировать и усовершенствовать ее, чтобы в итоге достичь более высоких бизнес-результатов. 

А освободившееся время и энергию эйчары направляют на более сложные и объемные задачи, которые требуют живого человеческого участия. Например, интервью или работу с эйчар-брендами.

ИИ и подбор персонала. Плюсы

Грамотный специалист найдет искусственному интеллекту неочевидное применение и оптимизирует процесс работы

Вот как работает искусственный интеллект в подборе персонала:

  • Оптимизирует процессы. Например, с помощью ИИ автоматизируют сканирование резюме и отбор кандидатов. А на долю эйчаров остается интервьюирование и оценка культурной, эмоциональной и социальной составляющих кандидата.
  • Повышает объективность. Например, алгоритмы на основе ИИ настраиваются так, что не оценивают пол, возраст или демографические данные кандидатов. Это позволяет разнообразить рабочую среду и найти кандидатов там, где человек в силу личных, культурных или социальных установок не стал бы даже искать.
  • Увеличивает качество отбора. ИИ в управлении персоналом быстро и точно обрабатывает все данные о соискателях и составляет шорт-лист на основе ключевых параметров — компетенциях, опыте, прогнозе производительности.
  • Помогает быстрее закрывать вакансии. ИИ обработает дневную норму объема информации о кандидатах за минуты. Причем сделает это без ошибок. 
  • Поддерживает дистанционный наём. ИИ может искать, оценивать и изучать кандидатов независимо от их локации. Также ИИ в подборе персонала отлично справляется с онлайн-интервью, чатом с кандидатом или прозвонами роботом. Все это упрощает наём для обеих сторон и расширяет географию.
  • Удешевляет наём. Чем быстрее и качественнее закрываются вакансии, тем больше денег экономит бизнес. Чем точнее проанализирован кандидат и спрогнозирована его успешность на новом месте, тем выше прибыль компании. 

Это далеко не все преимущества, которые получит рекрутер, приручив искусственный интеллект в сфере управления персоналом. Но даже этого списка достаточно, чтобы увидеть масштаб оптимизации. 

ИИ и подбор персонала. Риски

Риски использования искусственного интеллекта значительны, поэтому применять его нужно с умом

Человек — сложное существо. Поэтому машинный разум не может учесть все нюансы и сработать в сложных задачах так же хорошо, как профессиональный рекрутер.

  • Предвзятость. Этот пункт не противоречит аналогичному пункту из списка преимуществ, но работает иначе. Если нейронка обучается на нетолерантных материалах, то эту нетолерантность она протянет и на результаты своей работы. Такой кейс показал «Амазон», точнее их искусственный интеллект в подборе персонала. Примеры, которые изучила нейронка, подсказывали ей ставить самые низкие оценки женщинам и темнокожим соискателем. И все потому, что в базе компании, на которой обучалась ИИ, таких сотрудников практически не было.
  • Безопасность данных. В каждой компании есть NDA и чувствительная информация, которую могут озвучить кандидатам на некоторых должностях и на финальных этапах собеседования. Доверять такую информацию ИИ опасно из-за риска утечки. Аналогично с данными о соискателях, которые они сообщают ботам или роботам на первичном этапе отбора. 

ИИ — это настолько сложная система, что чаще всего компании не разрабатывают собственные, а делают алгоритм на основе уже существующих нейронок. Поэтому о 100% защите данных пока стоит забыть.

  • Отсутствие эмпирического опыта. ИИ может автоматизировать простые и рутинные процессы, но нет ни одной нейронки, которая обладала бы интуицией опытного эйчара и могла бы объективно оценить софт-скилы и культурное соответствие кандидатов. Поэтому в процессе найма всегда должны оставаться двое: ИИ и человек, который управляет ею, проводит интервью и принимает финальное решение. 

Список можно продолжать, но ключевая мысль такая: бесконтрольный ИИ несет больше вреда, чем пользы. Только под грамотным контролем опытного эйчар-специалиста нейронка станет помощником в найме.

ИИ или не ИИ

Бояться или исследовать — личный выбор каждого

Решение о внедрении ИИ в работу рекрутеров и эйчаров принимает каждый самостоятельно. Опирайтесь на объемы подбора, а также времени и ресурсов, которые вы готовы тратить на обучение ИИ под себя. 

Во всех остальных случаях стоит присмотреться к использованию искусственного интеллекта в управлении персоналом.

Чем раньше рекрутеры перестанут видеть угрозу в нейросетях для HR и увидят в них потенциал для усиления процесса найма и бизнеса, тем  более сильными специалистами станут.

В качестве эксперимента мы спросили нейросеть: «Когда ИИ заменит эйчаров?». Вот что ответил ИИ: «На сегодняшний день ИИ уже активно используется в некоторых аспектах эйчар, таких как автоматизация рутинных задач, скрининг резюме, анализ данных о кандидатах и сотрудниках, а также помощь в процессах найма и оценки. Однако человеческий элемент в эйчар остается критически важным, поскольку взаимодействие, понимание человеческих эмоций и социальные навыки являются ключевыми для успешного управления персоналом. Эмпатия, моральные и этические суждения и способность строить межличностные отношения — это аспекты, в которых ИИ пока что не может полностью заменить человека. ИИ может быть мощным инструментом, который помогает эйчарам быть более эффективными и сосредотачиваться на более стратегических аспектах своей работы вместо рутинных задач. Вероятно, в будущем роль ИИ будет продолжать расти, но это будет скорее дополнение к работе эйчаров, а не полная замена».

Loading

Источники
Команда проекта
Екатерина Самойлова
Автор
Написала статью
Дарья Акимова
Редактор
Подготовила релиз

Истории успеха

Обсудим ваш проект?

Оставьте контакты, и наши специалисты бесплатно дадут профессиональные рекомендации по запуску программы лояльности, кафетерия льгот, мотивационной программы или промоакции для вашей компании.
Алена Лисякова
Руководитель проектов