Сделай сам — 2024. Изменения и тренды онлайн-рынка DIY

Рассказываем про тренды DIY. Разбираемся, зачем компании собственный интернет-магазин и сайт-витрина. Делимся лайфхаками о том, как увеличить онлайн-продажи с помощью инфлюенсеров и работы с отзывами.

Последние 5–10 лет в России мы наблюдаем скачок популярности строительства. А там где строительство, там и ремонт, поэтому всё это время активно растёт и рынок DIY-товаров. По данным аналитического центра НАФИ, 44% россиян делают ремонт (или большую его часть) самостоятельно. При этом 43% опрошенных ещё только хотят планируют эти работы.

Рынок DIY чувствует интерес и старается соответствовать, несмотря на все внешние сложности, в том числе уход брендов и перебои с поставками из-за рубежа. Онлайн-продажи в этом сегменте привлекли большое количество людей, которым нужны качественные материалы и уникальные идеи.

В этой статье посмотрим, чем и как живёт онлайн-сегмент рынка DIY-товаров. Разберём тенденции и тренды DIY, которым стоит уделить повышенное внимание в 2024.

Что такое сегмент DIY

DIY, или «диайвай» — это аббревиатура от английской фразы «Do It Yourself». Её переводят как «Сделай это сам». Но всё не так просто.

Что означает DIY?

Чтобы понять, что такое DIY в продажах, разберёмся сперва с самим понятием и его историей.  Термин появился в Америке 1950-х годов. Им называли мастеров-ремесленников — например, кузнецов или тех, кто делал мебель. В 70-х этим словом стали называть строительные гипермаркеты, так как именно там продавали материалы и инструменты для строительства, ремонта и декора дома. Привязка произошла из-за тяжёлых экономических условий — люди вынуждены были делать ремонт сами, так как не могли позволить оплачивать услуги профессионалов. Сегодня термин DIY охватывает широкий спектр товаров и услуг.

Его популярность частично связана с желанием сэкономить и не переплачивать строительным бригадам, а частично — с трендом на уникальность и крафт. Всё чаще люди хотят почувствовать себя творцами, поэтому предпочитают самостоятельно сделать ремонт или его часть, чем довериться профессионалом. 

Ещё один толчок к этой тенденции — обилие онлайн и обычных мастер-классов, лекций на ютубе, всевозможных инструкций, мануалов и руководств для новичков. Доступность информации и инструментов — мощный стимул, чтобы самим делать то, что раньше мог сделать только обученный человек с определёнными навыками и опытом.

DIY-подход помогает людям экономить деньги, получать и развивать навыки, наслаждаться процессом реализации проекта собственными руками. И DIY-рынок должен этому соответствовать.

Онлайн тренды DIY-рынка — 2024

Растёт не только внимание к сегменту DIY в продажах в интернете, но и меняется ситуация внутри самого сегмента. Рассмотрим подробнее эти изменения.

Восстановление ассортимента и его расширение за счёт собственных торговых марок

После резкого скачка внимания к сегменту продавцы обнаружили, что не могут закрывать ряд потребностей и запросов. Позже с рынка ушла часть зарубежных поставщиков, и снова появились «продуктовые дыры».

Но продавцы быстро адаптировались — часть товаров они восстановили за счёт поставщиков с Ближнего Востока и СНГ. Многие пошли дальше — и запустили собственные торговые марки с приемлемым качеством и низкой ценой, которые выполняют сразу две функции — создают ощущение более широкого выбора и приносят дополнительную прибыль, так как чаще всего выигрывают в цене.

Фокус на экологию

Так как покупатели всё больше внимания уделяют экологической безопасности материалов, продавцы тоже меняют подход к работе. Всё чаще в DIY-онлайн-магазинах в описаниях товаров приводят их экологические характеристики: класс безопасности пластика, уровень токсичности при нагреве, класс безопасности для детей и животных. Всё это провоцирует технические доработки, например, в каталогах добавляют дополнительные параметры фильтрации.

Визуализация

Покупателям предлагают «примерить» материал, цвет или декор онлайн — на сайте продавца. Иногда для этого используется виртуальный объект, например, дом или комната. Иногда предлагают загрузить фотографию или план собственного проекта или помещения. Иногда даже используют VR- и AR-технологии.

Например, такая услуга есть в «Леруа Мерлен», когда покупатель может в режиме онлайн собрать собственную кухню из модулей или сделать раскладку плитки в ванной комнате.

Онлайн-обучение

Так как популярность тренда на DIY обусловлена доступностью обучения, ещё один тренд в онлайн-сегменте — проведение онлайн-обучения на платформе магазина или организованные им. Это могут быть рассылки с инструкциями, видеокурс с приглашёнными профессионалами или специальная лекция, посвящённая работе в конкретной технике, с конкретным материалом или инструментом. Также это могут быть онлайн-консультации дизайнеров.

Программы лояльности

Ремонт — это дорогой и объёмный процесс, поэтому покупатель будет пытаться сэкономить любым доступным способом. Если продавец сможет предложить приятную и удобную программу, то получить не просто клиента, а сразу постоянного и много покупающего.

Один из лучших способов заполучить такого покупателя — бонусная программа, в которой будут накапливаться баллы с покупок с возможностью потратить их на следующие или просто вывести на карту в виде кэшбэка. «Подарок в Квадрате» предлагает комфортную и гибкую систему автоматизации этого процесса. С помощью платформы Promotivation вы сможете выстроить бонусную систему под потребности бизнеса, мгновенно списывать и начислять бонусы, сегментировать и изучать аудиторию и её поведение.

Персонализация

Покупатель избалован вниманием, поэтому сработает только то предложение, которое подходит именно ему. Для этого продавец должен изучить аудиторию, сегментировать и рассылать релевантные предложения. Следующий шаг в персонализации — дать покупателю самому настроить фильтры, предложения и сферы интересов. Например, можно дать возможность сортировать товары по бренду или цене, добавлять в избранное и скрывать из рекомендаций.

Цифровизация

Продавцы предлагают приложения с неограниченным набором функций. Среди них может быть навигатор по офлайн-магазину, сканер штрихкодов, список и история покупок. Сюда же отлично подходят персональные предложения и карта лояльности.  

Инструменты онлайн-продаж в DIY-сегменте

Все инструменты онлайн-продаж похожи между собой, но, тем не менее, специфика бизнеса и спроса вносит свои корректировки в работу с онлайн-продажами в DIY. Разберём на примерах.

  • Работа с маркетплейсами. DIY-бизнесу важно быстро и максимально удобно доставлять товары. А что может быть удобнее для покупки, чем покупка через маркетплейс. «Озон», «Вайлдберриз», «Яндекс.Маркет» — вот те платформы, которые нельзя игнорировать, если хотите развиваться.
  • Развитие собственного интернет-магазина DIY. Удобно и необходимо, если перед бизнесом стоит цель — развитие бренда. Более того, на собственной платформе можно проводить онлайн-мероприятия, информировать о новых поступлениях и подсвечивать акции.
  • Соцсети. Конечно, бренд может и должен вести соцсети сам. Но более эффективной будет работа с инфлюенсерами, например, мастерами в сфере строительства или ремонта, которые станут амбассадорами бренда и помогут привлечь новую аудиторию. Ведь, повторимся, специфика рынка DIY в том, что на него постоянно заходит новая аудитория и начинают они все одинаково — с бесплатного и понятного обучения по видеоинструкциям профи на ютубе и в соцсетях.
  • Работа с отзывами и репутацией. В сегменте, где люди привыкли верить людям и постоянно советуются с более опытными партнёрами по интересам, как никогда актуально следить за тем, что о вас пишут. И речь не о затирании отзывов, а о работе с ними. Например, просите покупателей делиться отзывами о товарах, можно даже предложить скидку за отзыв. Обязательно отвечайте на отзывы, особенно негативные. Но делайте это уважительно. Лучшая стратегия — запросить чек о покупке и номер телефона для связи, так человек быстрее уйдёт в общение тет-а-тет, а наблюдатели увидят заинтересованность бренда в решении ситуации.
  • SEO. Оптимизация описаний товаров — шаг, который нельзя пропускать. Особенно в ситуации, когда на рынке так много конкурентов, а пользовательского внимания хватает чаще всего на 3–5 верхних строк поисковой выдачи.

D2C. Что это и как работает

Новый мировой тренд — D2C-продажи. Разбираемся, что это и как работает.

D2C или продажи Direct to Consumer — это англоязычный термин, описывающий новую модель продаж. Он переводится как «напрямую потребителю» и предполагает, что на стороне бизнеса происходит вся цепочка процессов — от производства до продажи конечному потребителю. В этой модели нет дистрибьюторов и других посредников — компания контактирует с аудиторией напрямую. При грамотной организации процессов это даёт ощутимый рост продаж и прибыли.

D2C-модели продаж уже давно известны и популярны на Западе, а в России пока только набирают обороты. Мощным толчком к этому стала пандемия и дальнейший массовый переход рынка в онлайн.  Теперь покупатель реже нуждается в офлайн-точке продаж, но зато лоялен к прямым и официальным онлайн-каналам продаж. Впрочем, чистого D2C в России мало. Гораздо чаще он сосуществует с комплексом других каналов продаж, в том числе на маркетплейсах.

При D2C бренд запускает сайт-витрину или собственный интернет-магазин, где предлагает ознакомиться с товарами и сразу же их купить. Здесь же выкладывают лимитированные коллекции, предлагают возможность кастомного дизайна, проводят акции и делятся ценностями бренда. Но главное — что всё это происходит быстрее и проще, ведь нет посредников.

D2C-модель позволяет DIY-брендам не только получить полный контроль над всем процессом, от производства до продажи и поддержки клиентов, но и понимать потребности своих покупателей гораздо раньше и лучше конкурентов.

Примеры успешной реализации этой модели можно посмотреть у «Асконы», «Северстали» или завода «Металл Профиль». Компании одними из первых поняли важность прямой коммуникации с покупателем и грамотно внедрили её в работу.

Если не D2C, то как? Про другие способы коммуникации с покупателем

D2C — хорошая модель. Но рынок пока только присматривается и привыкает к ней. К тому же, часто бывает сложно поддерживать и обслуживать полноценный сайт и часто бренды ограничиваются лаконичной, но полной веб-витриной. Важнейший элемент этой витрины — кнопка CTA, с переходом на список онлайн- и офлайн-точек продаж.

К плюсам D2C можно отнести простоту реализации, экономию на логистике (её нет) и прямую коммуникацию с покупателем. К недостаткам — сложный путь покупателя, так как в веб-витрине он ничего купить не сможет. Чтобы усилить работу D2C и получить максимум внимания и продаж, бренды используют и другие каналы коммуникации с аудиторией. Рассмотрим их плюсы и минусы.

  • Маркетплейсы

Преимущество маркетплейсов — постоянный поток внимания и клиентов. Также для бизнеса будут плюсами быстрая доставка и хранение на складах маркетплейса.

К минусам можно отнести высокую конкуренцию, отсутствие прямого контакта с покупателем. Не стоит также забывать о комиссиях за хранение и штрафах за нарушения условий маркетплейса.

  • Партнёрские интернет-магазины

Среди плюсов — возможность сегментировать аудиторию и закрепление связи «сфера — бренд». Среди минусов — отсутствие прямой связи с аудиторией, необходимость согласовать условия продаж, доставок и возвратов с партнёром. 

То есть, с одной стороны, бренд максимально освобождает себя от прямых продаж, с другой — большая часть его коммуникаций с аудиторией теряется или ослабевает.

  • Собственный интернет-магазин

Это как онлайн-витрина следующего поколения. То есть на сайте по-прежнему есть все товары, только теперь их можно не только посмотреть, но и сразу же купить.

Плюсы собственного интернет-магазина: повышение прибыли и возможность снижать цены благодаря отсутствию промежуточных звеньев продаж, прямая связь с покупателями. А значит, возможность быстрее рассказывать им о новинках и акциях и собирать обратную связь.

Но есть и минусы. Например, дорогая разработка и поддержка полноценного сайта. Так же многие забывают о том, что коммуникация с покупателями — это сложный процесс, где нужна аналитика, стратегия и огромное количество человекочасов на осваивание и систематизирование нового инструмента и канала.

Мы не станем указывать, как вам лучше работать. Ведь это зависит от множества факторов: ассортимента и производительности, размера и зрелости компании, финансовых возможностей и целей бизнеса, знаменитости бренда. Точно знаем лишь одно: если бизнес не готов выбрать что-то одно, нормально и даже отлично — комбинировать бизнес-модели и исследовать все возможности рынка. При таком подходе вы получите опыт и увидите каналы, которые дают максимум результата и приносят лучшую прибыль.

И наконец 

Онлайн-продажи в сегменте DIY продолжают изменяться и развиваться благодаря новым технологиям и меняющемся предпочтениям потребителей. 

Сегодня передовые компании делают акцент на уникальности и качестве продукции. А мудрые маркетологи работают над максимально честным и прямым взаимодействием с аудиторией. Ведь только учитывая интересы, желания и предпочтения покупателей, можно построить успешный бизнес.

Мы не знаем наверняка, но верим, что эти тренды на онлайн-рынке в сегменте DIY сохранятся и в будущем, делая мир DIY еще более разнообразным, интересным и прибыльным.

Loading

Источники

Истории успеха

Обсудим ваш проект?

Оставьте контакты, и наши специалисты бесплатно дадут профессиональные рекомендации по запуску программы лояльности, кафетерия льгот, мотивационной программы или промоакции для вашей компании.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов